Фрагмент для ознакомления
2
Местное самоуправление максимально приближено к населению, оно является первичной ячейкой организации публичной власти, поэтому сбои и недостатки в работе органов местного самоуправления негативно отражаются на всем обществе, а, следовательно, на всем государстве в целом [55, с. 139]. По итогам многолетних преобразований законодательства и общества в России можно проследить создание устойчивой, сформированной вертикали власти, состоящей из трех основных звеньев: федеральные органы власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Полномочия данных органов разделены не только в порядке соподчиненности, но и в так называемой «горизонтальной» плоскости, в которой органы власти не подчинены друг другу и различаются лишь по сфере осуществления своей деятельности и компетенций. Особенно сильно горизонтальное взаимодействие проявляется среди органов власти, которые имеют исполнительно-распорядительные функции – данную особенность мы затронем чуть позже.
Нельзя не отметить устойчивость и эффективность системы федеральных и региональных органов власти: на это во многом повлияли многочисленные реформы, регулярные уточнения их компетенции и полномочий. Данные реформы и уточнения тоже производились неспроста: высшие органы власти России после распада СССР предприняли огромное количество мер по преобразованию государственного управления, его приоритетов и методов под новые реалии и динамично меняющееся общество. Именно поэтому в нынешнее время федеральные и региональные органы власти не требуют каких-либо значительных реформ и, в принципе, как мы отметили выше, составляют весьма устойчивую и стабильную структуру. Однако во время преобразований «верхушки» нашей вертикали власти не было уделено должного внимания органам местной власти, притом, что местное самоуправление – один из самых молодых и неразвитых государственных институтов России. Именно поэтому мы все еще можем наблюдать значительные преобразования в законодательстве, связанным с местным самоуправлением, значимым последствием которых стала некая правовая неопределенность статуса органов местного самоуправления, а также их структурных подразделений [58, с. 86].
Углубляясь в вопрос, необходимо отметить, что для понимания и толкования правовых норм необходимо, чтобы была формальная определенность и корректность каждого термина, употребленного в законе; каждый участник правоотношений должен понимать, какой смысл несет то или иное слово в норме права. Если же законодатель не дает точных формулировок использованных терминов, излагает идею нормы двояко и смутно, допускает определенные коллизии в различных нормативных актах, это неизбежно ведет к проблемам с правоприменением.
Анализируя правовой статус органов местной власти, органы, которые занимаются правоприменением, сталкиваются с недостатком и расплывчатостью дефиниций, содержащихся в нормативных актах. Безусловно, в законе присутствует официальное определение органа местного самоуправления (далее ОМСУ), однако, помимо данного, вполне понятного и внятно изложенного определения, законодатель также применяет другие нормативные формулировки: например, «органы территориального общественного самоуправления», «отраслевые и территориальные органы местной администрации» и так далее. При этом законодатель не дает расшифровки введенных им дефиниций, оставляя правоприменителя в недоумении и с необходимостью самому додумывать правовое значение данных формулировок. Все это неизбежно ведет к вольностям в трактовке законодательства и путанице в юридической практике, что никак нельзя назвать положительной стороной российского права и муниципального законодательства, в частности [27, с. 162].
Возвращаясь к правовому статусу органов местного самоуправления, стоит отметить, что эта дефиниция также не имеет конкретного нормативного определения от законодателя, потому ноша толкования и разъяснения ложится на правовую доктрину муниципального права, в которой правовой статус ОМСУ представляет собой по большей части эдакий гибрид органа власти на локальном уровне и активного участника публичных и частных правовых отношений. В результате этого государственные органы, издающие и применяющие нормы права, активно используют данную трактовку в своей деятельности, и это лишь укрепляет нежелание законодателя создать формально определенную дефиницию – ведь уже много лет применяется доктринальное определение, которое закрепилось в обществе и юридической практике.
Существует множество мнений о правовом статусе ОМСУ и его природе. Одни ученые настаивают на позиции, что правовой статус местных органов власти по большей части состоит из публично-правовых элементов, так как ОМСУ являются органами публичной власти, что закреплено в Конституции РФ [1]; их оппоненты, напротив, считают, что ключевую роль при идентификации правового статуса оных играют элементы частно-правовых отношений, так как ОМСУ активно участвуют в гражданском обороте и являются особым субъектом в системе гражданского права, осуществляя финансово-хозяйственную деятельность. Однако, по мнению третьих ученых-правоведов, не стоит категорично характеризовать правовой статус ОМСУ как публичный или частный, и было бы корректным заметить двойственность его природы, объединив вышеизложенные мнения в единую теорию. Подтверждением этого мы можем считать тот факт, что в российском законодательстве обязательной для всех органов муниципальной власти, обладающих статусом юридического лица, организационно-правовой формой является муниципальное казенное учреждение (далее МКУ), на чем мы подробнее остановимся в ходе дальнейшего анализа [69, с. 171].
Для продолжения исследования нам необходимо обратить пристальное внимание на Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3]. Из его положений мы узнаем, что органы местного самоуправления как органы публичной власти избираются либо непосредственно жителями (населением муниципального образования), либо образуются его представительным органом, а также наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 2). Также, в ФЗ мы находим подтверждение того, что ОМСУ наделены правами юридического лица, а именно, МКУ, так как это единственная организационно-правовая форма, доступная им, что мы отмечали выше. Данные юридические лица должны зарегистрироваться в государственном реестре в качестве юридических лиц для получения возможности выполнять определенные исполнительно-управленческих задачи и полномочия (ч. 2 ст. 41).
Одним из структурных элементов ОМСУ, который закреплен в уставе муниципального образования, является местная администрация, которая исполняет функциональные и территориальные функции (ч. 8 ст. 37), при этом органы местной администрации создаются представительным органом муниципального образования в качестве самостоятельных юридических лиц (ч. 3 ст. 41).
Фрагмент для ознакомления
3
Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 от 14 марта 2020 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru [Официальный интернет-портал правовой информации] (Дата публикации: 04.07.2020).
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021)[Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
Федеральный закон от 6 октября 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 21.12.2021) [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 в ред. Федер. закона от 19.11.2021№ 458-ФЗ, с изм. от 23.11.2021 [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 № 25 в ред. Федерального закона от 27.10.2020 № 347-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 № 115-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
Указ Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
Приказ Минфина РФ от 3 декабря 2010 г. № 552 «О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами» [Электронный ресурс] // СПС Гарант.
Постановление администрации №202-а от 30 ноября 2021 года «Об основных направлениях бюджетной, налоговой и долговой политики муниципального образования Шурышкарский район на 2022-2024 годы»// https://www.admmuji.ru/nb/2021/4926
Постановление администрации №199-а от 30 ноября 2021 года О внесении изменения в преамбулу постановления Администрации муниципального образования Шурышкарский район от 15 апреля 2020 года № 300-а «Об утверждении муниципальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий Шурышкарского района на 2016-2024 годы» // https://www.admmuji.ru/nb/2021/4926
Постановление администрации №1059-а от 22 октября 2021 года «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования Шурышкарский район за 9 месяцев 2021 года» // https://www.admmuji.ru/nb/2021/4926
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 30.08.2016 № 46-АПГ16-10 [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10.04.2019 № 33-АПА19-4 [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
Аврамчикова, Н.Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Т. Аврамчикова. -Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 174 с.
Андреева, Л.А. Правовые акты органов местного самоуправления: форма и содержание // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. - № 4(9). - Новосибирск: СибАК, 2018. - С. 29-31.
Андриевская Т.А. Бюджетное планирование. Учебное пособие. - Мн.: Высшая школа, 2017. - 367 с.
Афанасьев, Р.С. Вопросы организации местного самоуправления в городских агломерациях // Актуальные вопросы современной экономики. - 2019. - № 6 (2). - С. 24-26.
Бабун, Р. Организация муниципального управления: учебное пособие. Стандарт третьего поколения. 2-е изд. / Р. Бабун – Санкт-Петербург: Питер 2016 г. – 336 с.
Батурина И. Н., Рознина Н. В. Бюджетная система Российской федерации: учебное пособие / сост. И. Н. Батурина и Н. В. Рознина. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2017. - 70 с.
Бухвальд, Е.М., Ворошилов, Н.В. Актуальные вопросы развития муниципальных образований и реформирования института местного самоуправления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. - №1. - С. 132-138.
Бялкина, Т. М. Конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения на современном этапе муниципальной реформы // Конституционное и муниципальное право. 2016. - № 5. - С. 69-73.
Васильев, В. И., Постников, А. Е., Помазанский, А. Е. Развитие демократических принципов и институтов на муниципальном уровне. - М.: Норма, 2017. - 418 с.
Войтишина М. А., Кистрина Э. И., Локтеева Г. Е. Подходы к организации стратегического планирования в России и за рубежом // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. - 2016. - № 1. - С. 135–138.
Газизова, А.Ф., Аминов, И.Р. Пределы полномочий местного самоуправления и органов государственной власти: соотношение и различия // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - № 12-2 (63). - С. 133-136.
Ганина, О.Ю. Эволюция нормативного закрепления правового статуса органов местного самоуправления в России // Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией Л.Т. Чихладзе. - 2019. - С. 162-168.
Гришина, Я. С. Международный опыт реализации стратегического планирования на муниципальном уровне / Я. С. Гришина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 25 (211). - С. 198-201.
Данилова, С. Н. Основные проблемы разработки прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ и пути их решения / С. Н. Данилова // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели : Материалы II Международной научно-практической конференции, Саратов, 01 февраля 2016 года. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 2016. – С. 84-87.
Дашиева А. Л. Стратегическое планирование в муниципальном образовании // Молодой ученый. - 2016. - № 4. - С. 147–148.
Денисова И.П., Рукина С.Н. Оценка эффективности и результативности целевых программ при переходе к «программному бюджету» // Фундаментальные исследования. 2018. - № 8-2. - С. 399-404.
Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации: современные вызовы и перспективы развития / Под ред. Е. С. Шугриной. Москва: Проспект, 2019. - 314 с.
Ерохина, Т.В. Двухуровневая модель организации местного самоуправления в крупных городских округах: некоторые итоги и проблемы внедрения // Конституционное и муниципальное право. – 2018. - № 7. - С. 68-71.
Жданова Н.Г., Еськова Н.А. Условия и факторы социально-экономического развития муниципальных образований: особенности территории городского поселения Печенга Мурманской области // Политика, экономика и инновации. 2019. - № 1 (24). - С. 4.
Запольнова, Л. А. Механизмы организационного обеспечения муниципального управления // Учёные записки. - 2019. - № 2. - С. 7–10.
Кеня, И.А. Концептуальные подходы к сущности местного самоуправления: исторический и современный ракурс // Государственная власть и местное самоуправление. – 2015. - № 12. - С. 45-48.
Ковалева, Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации [Текст] / Т.М. Ковалева. - Москва : КНОРУС, 2016. – 128 с.
Ковалева, Т.М. Роль контрактной системы в эффективном расходовании бюджетных средств / Т.М. Ковалева, А.Г. Глухова, Е.Н. Валиева // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8, ч. 3. - С. 1177 – 1182.
Кокотов, А.Н. О системе и структуре органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - №3. - С. 3-7.
Кузнецова, А.В. Административно-правовой статус представительных органов местного самоуправления // Научный Лидер. - 2021. - № 35 (37). - С. 44-46.
Курдюк, П.М., Павлов, Н.В., Очаковский, В.А. Правовое регулирование взаимодействия органов государственного и муниципального управления: монография. - Краснодар: Эпомен, 2018. - 228 с.
Курченков, В.В. Оценка эффективности реализации региональных и муниципальных целевых программ [Текст] / В.В. Курченков, Т.В. Коробкина, Т.Н. Калмыкова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3, Экономика. Экология. - 2016. - № 3 (36). - С. 39-45.
Латыпов Р.Ф. Феномен «частного государства» в глобальном экономико-политическом процессе // Экономика и управление: научно-практический журнал, 2015. - №5. - С. 14-19.
Леонов, С. Н. Проблемные результаты и перспективы реформы местного самоуправления в России // Пространственная экономика. - 2017. - № 3. - С. 107–132.
Ляхов, В. П. Проблемы и противоречия в развитии местного самоуправления в современной России / В. П. Ляхов // Государственное и муниципальное управление. - 2016. - № 4. - С. 88–93.
Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник / И. В. Мухачев, П. А. Алексеев, А. С. Прудников и др.; под ред. А. С. Прудникова, Д. С. Белявского. Москва: Юнити-Дана, 2015. - 399 с.
Мирзоева С.М. Зарубежный опыт стратегического планирования городского округа. // Экономика и предпринимательство, 2015. - №3. - С. 200-203.
Миташова, А.А. Разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления // Эпомен. - 2021. - № 52. - С. 210-214.
Моисеев, А. Д. Муниципальное управление: учеб. пособие / А. Д. Моисеев, Л. В. Московцева, А. С. Шурупова. Москва: Юнити-Дана, 2015. - 159 с.
Муравченко, В. Б. Правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации: учеб. пособие / В. Б. Муравченко. Москва: Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 103 с.
Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1: учебник для академического бакалавриата/ Р.Т.Мухаев. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 299с.
Павлов, Н.В., Чуриков, Н.А. Правосознание муниципальных и государственных служащих: тенденции и проблемы формирования // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные отношения. - 2019. - № 5. - С. 146-148.
Парахина, В.Н. Теория организации / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. - Москва: Издательство «КноРус», 2015. -304 с.
Песоцкая, Е.В. Моделирование социально-экономического развития малых и средних городов России / Е.В. Песоцкая. - Санкт-Петербург. «Питер», 2016. - 159 с.
Петров, В.В. Особенности правового статуса органов местного самоуправления // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2021. - № 11 (63). - С. 139-142.
Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, РУДН, 22 апреля 2016 г. / под ред. д.ю.н., доц. Л. Т. Чихладзе. – Москва: РУДН, 2017. – 161 с.
Прудников, А.С. Конституционно-правовые основы организации деятельности федеральных органов государственной власти и субъектов федерации в России // 20-летие Конституции РФ. Становление, проблемы и тенденции развития: сборник статей. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. - 2015. – 252 с.
Резер, Т.М. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. - С. 86-89.
Рой, О.М. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие. 5-е изд. Стандарт третьего поколения / О.М. Рой. - Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 416 с.
Сафронова, А. М. Организационно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: учеб. пособие / А. М. Сафронова ; [науч. ред. Л. Н. Мазур] ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. - 139 с.
Свиридов, Н.Н. О некоторых проблемах в сфере перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2018. - № 1. - С. 30-35.
Сергеев, А.А. Передача полномочий органов местного самоуправления на региональный уровень государственной власти: правовая природа и пределы дискреции регионального законодателя // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - № 2. - С. 31-33.
Сергеев, А.А. Разграничение полномочий и расходных обязательств органов государственной власти субъектов российской федерации и органов местного самоуправления // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. - 2020. - № 4. - С. 55.
Система местного самоуправления. Основы разработки социально-экономической политики в городах России / Когут А.Е. - Санкт-Петербург: «Питер», 2015. - 62 с.
Соловьев, С. Г. Институт перераспределения полномочий - конец российского самоуправленческого фундаментализма // Современное право. 2016. - № 3. - С. 22-28.
Усоян, М. Х. К вопросу о модернизации местного самоуправления: проблемы, тренды, перспективы / М. Х. Усоян. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 6 (296). - С. 146-149.
Формирование регионального бюджета на основе статистических показателей: учеб.-метод. пособ. / Иншаков О. В. и др. Волгоград: Изд-во ВолГУ., 2019. – 323 с.
Чепиль, В. В. Проблема организации местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник Костромского государственного университета. - 2016. - № 7. - С. 245–248.
Чихладзе, Л.Т. Местное самоуправление в системе публичной власти в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. - 2017. - № 3. - С. 171-174.
Чихладзе, Л.Т. Новые тенденции формирования органов местного самоуправления в Российской Федерации // Юридическая наука. - 2017. - № (1). - С. 42-45.
Шагойко, Е.Ю. К проблеме перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2020. - № 10. - С. 71-74.
Chernov, V.A. Financial mechanisms, ways and measures of achievement of innovative technological development of Russia // Modern Management Technology. - 2019. - № 2. - P. 11-15.
Economy legalization and corruption combating in the model of balanced socio-economic development / M. Fleychuk, A. Mokiy, O. Datsko, N. Nakonechna // The balanced development of national economy under the conditions of modern world transformations. – Daugavpils : DAUGAVA PRINT, 2019. – P. 6-23.
Finkler, S.A., Smith, D.L., Calabrese, T.D., and Purtell, R.M. 2017. Financial Management for Public, Health, and Not-for-Profit Organizations (5th edition). Washington, DC: CQ Press.
Kuznetsov, A. N. Education management in modern Russian conditions: perspective of educational infrastructure development of socially and economically advanced territories / A. N. Kuznetsov // International Research Journal. – 2019. – No 7-2(85). – P. 17-20. – DOI 10.23670/IRJ.2019.85.7.027.
Murthy, S. L. and M. J. Mahim (2016), ‘Constitutional Impediments to Decentralisation in the World’s Larget Federal Country’, Duke Journal of Contemporary and International Law 26(1):79-138.
Sokolitsyn A.S., Ivanov D.V., Leontev D.N., Sokolitsyna N.A. Municipalities' development problems and perspectives in russia. - Санкт-Петербург, 2018. - 92 с.
Yilmaz Serdar. Subnational data requirements for fiscal decentralization: case studies from Central and Eastern Europe / Serdar Yilmaz. - Washington World bank 2013. - 160p.